Диспетчеризация зданий
Система диспетчеризации зданий представляет собой комплекс, в который входят программные и аппаратные средства, обеспечивающие удаленное управление инженерными системами как одного, так и большего количества объектов.
Удаленное отображение, сбор и хранение данных по производственному процессу либо работе технологического оборудования здания осуществляется с помощью системы диспетчеризации. Она также отвечает за передачу параметров по всем протекающим процессам, режимам работы систем, а также оповещает о возникновении нештатных ситуаций. Система диспетчеризации имеет продуманный интерфейс, с помощью которого оператор может регулировать режимы работы системы как единого целого либо элементов оборудования по отдельности.

АСДУ в большинстве случаев является частью системы управления и контроля многофункциональными объектами, которые имеют сложную инженерную инфраструктуру. К таким объектам, например, относятся торгово-развлекательные центры, офисные здания, производственные, промышленные строения и прочие.
АСДУ представляет визуализированную информацию по функционированию инженерных систем, с помощью которой оператор получает возможность удалённого управления оборудованием непосредственно с диспетчерского пульта. Все данные о состоянии инженерных сетей передаются на сервер от полевых контроллеров локальной автоматики. Далее полученные технологические данные, уже обработанные, содержащие всю необходимую аналитическую информацию, передаются оператору в виде динамических графиков и схем.
Система диспетчеризации, после получения и обработки данных формирует на их основе сообщения разного типа, после чего они архивируются и отправляются на долговременное хранение. Доступ к данной информации всегда открыт, что позволит в будущем пользоваться ею для формирования необходимых отчетов.
Иногда систему диспетчеризации здания путают с системой управления зданием BMS. Нужно понимать, что система диспетчеризации – это интерфейсная часть системы интеллектуального здания. Ее задачей является только вывод информации на пульт, после чего оператор имеет возможность в ручном режиме удаленно управлять некоторыми процессами.
Оператор может быть освобожден от принятия большей части рутинных решений в том случае, если проектом автоматизации разработаны алгоритмы по оптимальному и экономичному взаимодействию между подсистемами здания, которые запрограммированы в контроллерах управления.
Основные функции систем диспетчеризации:
- Сбор информации с устройств, обработка и представление её в удобном, визуальном виде с отображением процессов, проходящих на инженерном оборудовании объектов;
- Заблаговременное выявление неисправностей и контроль с целью предотвращения аварий и нештатных ситуаций;
- Генерация и отправка важных уведомлений ответственному персоналу;
- Удаленное управление оборудованием и устройствами инженерных систем;
- Автоматизированный и ручной режимы сбора и хранения данных;
- Визуализация полученных данных в табличном или графическом виде;
- Возможность удаленной передачи информации на пульт более высокого уровня;
- Автоматическая генерация и формирование отчетов о энергопотреблении, в том числе по запросу диспетчера.

Системы могут выводить следующую информацию на пульт диспетчера:
- Приточная и вытяжная вентиляция;
- Кондиционирование воздуха и холодоснабжение;
- Отопление;
- Теплоснабжение (ИТП или котельное оборудование);
- Водоснабжение, водоподготовка, канализация;
- Лифтовое и эскалаторное оборудование;
- Электроснабжение и электроосвещение;
- Пожарная сигнализация и системы безопасности здания;
- Противопожарная автоматика (противодымная вентиляция и пожаротушение);
- Другие системы, связанные с производством либо управлением процессом.
Среди прочего может вестись учет температуры наружного воздуха, теплоносителей системы кондиционирования (воды или гликоля), температуры подогретой воды отопления; сигнализация об угрозе замораживания калориферов, текущая мощность на двигателях циркуляционных насосов и вентиляторов; значения давления охлажденной воды и гликоля системы кондиционирования; положения регулирующих клапанов; информация о засорении фильтров; состоянии автоматических выключателей в электрощитах и так далее.
В рамках системы диспетчеризации возможность включения тех или иных режимов работы и управление оборудованием ограничивается рядом некоторых факторов. На это может влиять сезонность, аварийное отключение установок, режим максимальной производительности, ручное переключение с основного на резервный насос и т.д.

Современные системы диспетчеризации и их возможности
Благодаря своим возможностям и функционалу, для реализации современных систем диспетчеризации применяются контроллеры и программное обеспечение на базе систем BMS. В целом же с помощью систем диспетчеризации может быть обеспечена:
- Актуальная и полная картина по состоянию всех инженерных систем на конкретный момент времени;
- Удобный графический интерфейс;
- Быстрая реакция при возникновении аварийных ситуаций;
- Отображение сообщений аварийного характера на экране монитора, принтере, удаленном компьютере или мобильном телефоне;
- Регистрация всех системных событий, что может быть использовано для установки причины аварийной ситуации, определения виновника, и предотвращения ее появления в дальнейшем;
- Удаленное подключение к системе через веб-интерфейс;
- Быстрая и адекватная реакция на изменения внешней среды;
- Подсчет часов наработки оборудования в автоматическом режиме с созданием предупреждения о проведении профилактики и технического обслуживания;
- Широкие возможности управления системами для сокращения штата обслуживающего персонала;
- Сбор статистической информации, а также возможность сформировать выборку или график сравнения и прогнозирования расходов.